Обзор Приказа Минэкономразвития России от 17.03.2017 г. N 114 «О внесении изменений в перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».
25 апреля 2017 г. вступил в силу Приказ Минэкономразвития России от 17.03.2017 г. N 114 «О внесении изменений в перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326.
Изменения которых коснулись положения приказа по сути своей стали очередным шагом по направлению в сторону ранее намеченных планов Росаккредитации, к адаптации форм представления и подходов к критериям аккредитации в соответствии с положениями Договоренности ИЛАК (ILAC). Для которых, помимо прочего, необходима гармонизированная политика обеспечения достоверности результатов работ аккредитованных лабораторий.
Для обеспечения достоверности результатов работ аккредитованных лабораторий органы по аккредитации реализуют политику ИЛАК и используют руководящие документы, которые содействуют гармонизации форм представления и подходов к критериям аккредитации. В частности, приказ № 114 от 17.03.2017 вносит изменения в перечень документов в области стандартизации и включает в перечень свежие редакции руководящих документов Р 50.1.108-2016 «Политика ИЛАК по прослеживаемости результатов измерений» и Р 50.1.109-2016 «Политика ИЛАК в отношении неопределенности при калибровках».
Метрологическая прослеживаемость результатов измерений является ключевым требованием. Потребители должны быть уверены в результатах калибровок, испытаний и проверок, которые проводят аккредитованные в соответствии с положениями Договоренности ИЛАК лаборатории и органы инспекции.
Факторами, определяющими необходимость гармонизации Политики ИЛАК по метрологической прослеживаемости, являются:
а) разное представление понятия "метрологическая прослеживаемость результатов измерений" в таких областях деятельности как химия, медицина и биология;
б) не все страны имеют полную базу национальных эталонов и калибровочных и измерительных возможностей, необходимых для проведения работ по испытаниям и калибровкам всеми потенциальными заявителями, которые претендуют на получение статуса аккредитации в их стране;
в) не установилась практика применения на международном уровне достоверных и прослеживаемых сертифицированных стандартных образцов для подтверждения метрологической прослеживаемости.
Основными требованиями к прослеживаемости согласно Р 50.1.108-2016 в части проведения калибровочных работ и работ, связанных с испытаниями, являются условия, при которых:
Все средства измерений, используемые для испытаний и/или калибровочных работ, включая средства для вспомогательных измерений (например, для контроля параметров окружающей среды), имеющих значительное влияние на точность и достоверность результатов испытания, калибровки или отбора образцов, должны быть калиброваны перед вводом в эксплуатацию. Для чего в лаборатории должна быть создана функционирующая программа калибровки оборудования для того, чтобы обеспечивать прослеживаемость калибровки и измерений, проведенных лабораторией, к Международной системе единиц (СИ).
Другие изменения внесенные приказом № 114 от 17.03.2017 коснулись вопросов в части оценки неопределенности измерений и ее представления в сертификатах калибровки, выдаваемых аккредитованными лабораториями, а также вопросов оценивания измерительных и калибровочных возможностей (CMC) при их представлении в областях аккредитации в соответствии с принципами, согласованными между ИЛАК и Международным Бюро Мер и Весов (МБМВ).
«Политика ИЛАК в отношении оценки неопределенности при калибровках» Р 50.1.109-2016 предусматривает ряд ключевых положений в отношении оценки неопределенности и могут использоваться калибровочными лабораториями, производителями сертифицированных стандартных образцов, которые предоставляют услуги по выполнению калибровок и измерений в рамках своей аккредитации в соответствии с Договоренностью ИЛАК MRA.
ГОСТ ИСО/МЭК 17025 требует от калибровочных и испытательных лабораторий иметь и применять процедуры для оценки неопределенности измерений.
Специальные указания по оцениванию неопределенности можно найти в руководстве ИСО/МЭК 98-3 "Неопределенность измерения. Часть 3. Руководство по выражению неопределенности измерения" (GUM), который устанавливает основные правила для оценивания и выражения неопределенности в измерениях, которыми необходимо руководствоваться в большинстве областей физических измерений. GUM описывает четкий и согласованный способ оценивания и представления неопределенности измерений и предлагает несколько вариантов для оценки и представления неопределенности измерений. В свою очередь ГОСТ ИСО Guide 35 «Стандартные образцы. Общие и статистические принципы сертификации (аттестации)» предлагает специальные руководящие указания по определению вкладов в неопределенность, возникающих при использовании стандартных образцов, включая нестабильность, неоднородность, и размер выборки, при этом рассматривается несколько вариантов. Это может привести к различным интерпретациям, полученным на основании GUM и ИСО Guide 35, и поэтому калибровочные лаборатории и производители стандартных образцов, аккредитованные органами - членами ИЛАК, могут указывать неопределенность измерений несогласованными способами. По этой причине многие органы по аккредитации, а также региональные объединения, опубликовали документы, содержащие обязательные критерии, и руководящие документы по неопределенности измерений, в соответствии с GUM и ИСО Guide 35, чтобы помочь лабораториям внедрить критерии и руководства.
Соответствующие разделы Политики Р 50.1.109-2016 могут так же использоваться испытательными лабораториями, которые выполняют калибровки для своих нужд.
Режим работы: с 09:00 до 18:00, в пятницу до 17:30
Онлайн заказы в выходные дни будут обработаны в первую очередь в понедельник утром