В ходе IV Всероссийского съезда строительных СРО к его участникам обратился глава Минрегионразвития РФ Виктор Басаргин. Министр отметил, что для российского стройкомплекса наступает время перехода на качественно новый этап развития и условия для осуществления такого рывка уже созданы. Вопреки пессимистическим прогнозам экспертов, в целом минувший год был завершён на уровне, близком к намеченному. Однако, по мнению Виктора Басаргина, могло быть сделано больше.
Развитию института саморегулирования мешает проблема коммерциализации. Торговля разрешениями на строительство — ключевая проблема, стоящая перед СРО строителей сегодня. Для некоторых объединений, к сожалению, это превратилось в основную деятельность. Очистить рынок от ориентированных на торговлю разрешениями спекулянтов и более не допускать их в систему — важнейшая задача, в решении которой необходима помощь добросовестных застройщиков. Не смотря на то, что Правительство РФ готово передать функции контроля строительных СРО Минрегионразвития, необходимо помнить о самоконтроле, которого на данный момент не хватает.
Следующая важная проблема, на которой акцентировал внимание делегатов съезда Виктор Басаргин, — административные барьеры. В течении долгого времени сверхприбыль от строительства получали исключительно близкие к органам власти компании, что существенно вредило развитию отрасли. Сегодня на федеральном уровне уже подготовлен комплекс мер, направленных на снижение админбарьеров. Заложена основа для формирования института негосударственной экспертизы, чётко регламентирован перечень процедур, сокращены сроки разработки проектной документации.
По-разному складывается ситуация в муниципалитетах. Строительный бизнес, выбирая территории для инвестирования, часто рассматривает отличия в подходе городских властей, как один из ключевых факторов. Глава Минрегионразвития призвал строительное сообщество проявить больше активности, систематически отслеживать и давать оценку эффективности административных процедур. Такой подход даст возможность распространять позитивный опыт, муниципалитетов, создающих привлекательный инвестиционный климат и привлекать внимание к наиболее проблемным городам.
Немало вопросов и в отношении нормотворческой деятельности. Система саморегулирования с одной стороны выступает в роли компетентного консультанта, а с другой — проявляет минимальную активность на этапе подготовки документов. По мнению Виктора Басаргина, схема, при которой внедрение важной для отрасли законодательной инициативы проходит поле того, как профессиональное сообщество тщательно её разрабатывает, будет гораздо более эффективной.
В заключении глава Минрегионразвития выразил уверенность в том, что при содействии профессионального сообщества вопросы, не позволяющие в полной мере раскрыть потенциал саморегулирования, будут решены. Развитие института саморегулирования — государственный приоритет и любые эффективные предложения будут поддержаны.