Технология создания системы менеджмента качества (СМК) заключается в изучении рекомендаций стандартов ИСО 9001 и определении на базе полученной информации состава необходимых функций СМК и структур, которые будут их выполнять. На основе полученных данных перерабатываются имеющаяся или создается новая нормативная документация для всех ключевых производственных и непроизводственных процессов в организации.
Основные направления разработки СМК
1. Выявление функций и задач СМК. Группа сотрудников, ответственная за создание системы менеджмента качества, анализирует процесс выпуска продукции и представляет его в виде подробного поэтапного списка выполняемых работ. Основа этого перечня – стадии жизненного цикла продукта (изучение рынка, материально-техническое снабжение, проектирование, производство, контроль, упаковка и т. д.). Важно добиться максимальной детализации списка работ, чтобы СМК охватила все стадии работы предприятия.
2. Определение состава структурных подразделений СМК. Это направление предусматривает выявление структур предприятия, которые будут выполнять функции системы менеджмента качества. Для этого функции текущих структурных подразделений анализируются и сравниваются со списком функций, которые будут включены в СМК организации на основе рекомендаций стандарта ИСО 9001. В результате каждой функции присваивается исполнитель. Например, за проектирование продукции отвечает конструкторское подразделение, за изготовление – производственное, за транспортировку – логистическое и т. д.
3. Создание схемы системы качества. После определения функций СМК и их исполнителей предприятие может пойти по двум путям:
- разработка структурной схемы СМК. Такая схема строится на базе структурной схемы предприятия. Она наглядно изображает состав и взаимосвязь структурных подразделений, которые выполняют функции в СМК. Отдельно в схеме выделятся управляющий центр системы – служба качества с ее отделами.
- разработка функциональной схемы СМК. Такая схема наглядно показывает процесс управления качеством на предприятии. При ее создании нужно детализировать все производственные и непроизводственные работы на предприятии и представить управленческие функции, которые необходимы для управления качеством (обучение и мотивация сотрудников, взаимодействие с внешней средой, планирование и контроль качества и т. д.). Разработка функциональной схемы обеспечивает четкую организацию работ в сфере менеджмента качества.
Основные направления работы при внедрении СМК
Создав новую или доработав имеющуюся СМК, предприятие должно внедрить ее в работу. Нужно проверить функционирование системы и, при необходимости, внести в нее коррективы. Для этого используются внутренние проверки СМК. Обычно после их проведения в документацию системы менеджмента качества вносятся исправления, призванные обеспечить полноценное функционирование СМК в дальнейшем. Аудиты следует проводить и после окончательного запуска системы и прохождения сертификации по стандарту ИСО 9001. Выполнять их должны подразделения, входящие в службу качества предприятия.
Нужна профессиональная помощь по внедрению СМК на вашем предприятии? Позвоните нам по телефону +7 (495) 640-95-35 или заполните форму заявки на этой странице: http://www.nice-consulting.ru.ru/services/vnedrenie-razrabotka-smk/vnedrenie-smk/.