Насколько актуально внедрение СМК на базе ИСО 9001 для образовательных учреждений и что такое качество образования? Роль системы менеджмента в борьбе за потребителей услуг образовательной сферы.
Рынок образовательных услуг постоянно предъявляет к учреждениям сферы образования все более и более жесткие требования. В таких условиях они вынуждены быстро перестраиваться, борясь за потенциальных учеников, слушателей и студентов.
Для обеспечения качественного обучения современных востребованных специалистов открываются новые специальности, обновляется нормативная, методическая и лабораторная база, большое внимание уделяется повышению уровня компетентности преподавательского состава. При этом образовательные учреждения не должны отклоняться от требований государственных стандартов образования.
Очевидно, что оперативно решать все поставленные задачи один руководитель лицея, техникума, колледжа, центра профессиональной подготовки или ВУЗа не может. Необходима гибкая и результативная система управления, устанавливающая единые критерии оценки и правила исполнения работ при четком распределении полномочий и ответственности сотрудников.
В каждом образовательном учреждении в обязательном порядке существуют учебные планы, определяющие формы, согласно которым оцениваются знания, а также направления обучения. Однако очень важно понимать, что одного наличия таких планов в условиях отсутствия совершенных внутренних процессов совершенно не достаточно для того, чтобы гарантировать соответствие качества образовательных услуг ожиданиям и потребностям потребителя.
Международные и российские стандарты ИСО серии 9000, аккумулирующие передовой опыт эффективного управления, дают ответы на многие вопросы в части обеспечения на базе процессного подхода высокого уровня конкурентоспособности организаций, в том числе и образовательных учреждений. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 в сфере образования даны в разработанном в 2006 году государственном стандарте ГОСТ Р 52614.2-2006 (ныне действующая международная версия IWA 2:2007).
Остановимся более конкретно на том, в чем выигрывает образовательное учреждение, внедрившее систему менеджмента качества. Итак, реально функционирующая СМК в образование – это:
- Слаженное управление внутренней и внешней документацией, подразумевающее своевременное доведение информации обо всех изменениях до заинтересованных сотрудников.
- Отсутствие накладок и путаницы при планировании занятий плюс отработанный порядок заблаговременного информирования о замене преподавателей либо внесенных в расписание изменений.
- Рост уровня профессионализма преподавательского состава, благодаря стабильному повышению квалификации.
- Отсутствие проблем, связанных с низкой компетентностью преподавателей, ведущих те или иные дисциплины, обусловленное наличием действенной системы контроля качества работы на основе измеримых показателей.
- Безпроблемное прохождение аттестации и лицензирования.
- Повышение числа потребителей, предлагаемых образовательных услуг (приток абитуриентов, желающих пройти обучение в данном учреждении).
- Рост успеваемости и посещаемости учащихся, способствующий формированию позитивного имиджа учебного заведения.
Приведенный список охватывает далеко не все преимущества, которые дает СМК образовательному учреждению. Система управления качеством является всеобъемлющей и затрагивает самые различные процессы.
Говоря о положительных сторонах процессного подхода, нельзя не сказать о таких инструментах повышения конкурентоспособности как четко регламентированные правила проведения работ по анализу рынка образовательных услуг, оценке удовлетворенности потребителя, рассмотрению жалоб, управлению кадрами, мотивации работников образовательной среды, управлению инфраструктурой самого учреждения.