Кульминацией административной реформы, стартовавшей в России в начале двухтысячных годов, стал новый правовой институт обязательного и добровольного саморегулирования.
Свободные рыночные отношения обусловили кардинальные изменения не только в экономике, но и во всех сферах. На определенном этапе стала очевидна, не целесообразность вмешательства государства в протекающие бизнес-процессы. Назрела необходимость передать часть контрольных функций непосредственно участникам рынка: профессиональному сообществу и предпринимателям.
Сегодня, когда СРО действуют в целом ряде отраслей, анализ международного опыта саморегулирования дает возможность применять эффективные приемы уже наработанные в схожих экономических условиях другими странами и идти далее по пути совершенствования норм российского законодательства.
Институт саморегулирования в Соединенных Штатах Америки
США отнюдь не случайно заняло первое место в списке, зарубежных стран, чей опыт стоит изучить. Именно здесь система СРО действует наиболее продолжительное время.
В качестве первого акта саморегулирования в Соединенных Штатах Америке принято рассматривать соглашение об учреждении фондовой биржи в Нью-Йорке, заключенное в 1792 году 24 брокерами. С самого начала существования биржи были установлены четкие правила, в соответствии с которыми осуществлялась торговля ценными бумагами, и реализовывался строгий контроль их исполнения. Спустя 142 года, в 1934 году принимается закон о биржах и ценных бумагах (в котором вводится термин «саморегулируемая организация»), вошедший вскоре в Свод законов США.
На данный момент на американском рынке ценных бумаг действует саморегулирование двух уровней: обязательное (в некоммерческой организации Financial Industry Regulatory Authority (FINRA)) и добровольное (биржи, как инфраструктурные организации). Обязанности и права СРО с добровольным членством устанавливаются на основе заключаемого между участниками рынка договора. В какие-либо официальные объединения такие организации вступать не обязаны. Координация их деятельности в компетенции ассоциаций и профобъединений.
Институт саморегулирования действует в США практически во всех отраслях деятельности профильных специалистов (включая здравоохранение) и предпринимателей.
Примечательно, что благодаря эффективному функционированию СРО в рекламной сфере в США по сей день нет необходимости в принятии специальных законов о рекламе.
Институт саморегулирования в Великобритании
Британский опыт несколько иной. В этой стране система СРО одна из самых продуктивных. Особой гордостью является саморегулирование в юридической сфере. В соответствии с законом о «О солиситорах» вступить в СРО – Правовое Общество (Law Society) – обязаны все юристы (включая осуществляющих судебную защиту) и специалисты, удостоверяющие сделки, предусматривающие передачу прав собственности.
Что же касается сферы торговли ценными бумагами, то здесь модель саморегулирования потерпела полное фиаско. Активное участие СРО на рынке ценных бумаг привело к множеству злоупотреблений и существенному нарушению прав инвесторов. Контролировать деятельность своих членов профильные СРО оказались не в состоянии. Ключевая причина сложившейся ситуации заключалась в том, что участники рынка имели возможность вступать одновременно в несколько саморегулируемых организаций, при этом обязательность членства в СРО носила формальный характер. Закономерным итогом стали кардинальные реформы, начатые в Великобритании в 1997 году, приведшие к полному отказу от института саморегулирования в сфере торговли ценными бумагами.
Институт саморегулирования в Австралии
Если в Великобритании модель саморегулирования не сработала на рынке торговли ценными бумагами, то в Австралии она оказалась не эффективной в сфере юридической деятельности, невзирая на то, что строилась аналогично английской (представители юридических профессий обязаны были являться членами Правового Общества).
Недоверие к юристам со стороны общественности обусловило необходимость проведения реформ. Так в штате Новый Южный Уэльс в 2004 году на смену частному саморегулированию пришла система совместного регулирования юридической деятельности судьями, юристами и представителями правительства. В штате Квинсленд с 2007 года Правовое Общество лишено права рассматривать жалобы, поступающие от потребителей, данная функция перешла в компетенцию Комиссара по юридическим делам.
Международный опыт саморегулирования и российские правовые реалии
Обобщая и анализируя всё вышесказанное, мы можем отметить следующее:
- Формирование механизмов саморегулирования в зарубежных странах проходило вслед за становлением и развитием бизнеса. В России все произошло с точностью до наоборот – сам бизнес и система СРО инициированы «сверху».
- Деятельность зарубежных саморегулируемых организаций регулируется отраслевым законодательством. В нашей стране ключевые правила игры для НП СРО определяются базовым законом «О саморегулировании» (Федеральный закон N 315-ФЗ от 01.12.2007) и рядом отраслевых федеральных законов.
- В РФ СРО – исключительно некоммерческие партнерства, тогда как зарубежные организации могут образовываться в некоммерческом и коммерческом формате.
- Международный опыт свидетельствует о том, что модель добровольного саморегулирования эффективна далеко не всегда. В России интенсивно развивается институт обязательного саморегулирования, что говорит о предпочтении такого формата российскими предпринимателями и потребителями в качестве более перспективного.
- Избежать экономической анархии, являющейся гораздо худшим вариантом, чем тотальный государственный контроль, можно лишь в том случае, когда саморегулирование дополняет контролирующие функции государства, а не подменяет их, стимулируя при этом развитие отрасли и экономики страны в целом.