ПН-ЧТ с 9:00 до 18:00, ПТ до 17:30
YouTube
8 (800) 500-41-35
Многоканальный

Федеральная служба по аккредитации не имеет сроков рассмотрения корректирующих действий для восстановления аккредитации

23 Май 2024, Четверг
Росаккредитация и сроки рассмотрения корректирующих действий для восстановлении аккредитации

У Федеральной службы по аккредитации до сих пор нет регламентирующих сроков рассмотрения отчета о корректирующих действиях аккредитованных лиц, при проверке которых выявлены несоответствия критериям аккредитации и введена приостановка статуса аккредитованного лица.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона № 412-ФЗ установлено, что «действие аккредитации приостанавливается национальным органом по аккредитации в отношении всей области аккредитации или ее части в том числе в случае несоответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, относящегося к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации, выявленного по результатам прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица».

К чему это ведет?

Законно работающая лаборатория проходит очередное подтверждение компетентности (ПК), эксперты ФСА находят несоответствия того или иного характера и выдают соответствующее заключение. Росаккредитация вполне обоснованно выносит решение о приостановки деятельности такой лаборатории до момента проведения корректирующих мероприятий. Организация делает это, исправляет все, что было не так, подает уведомление в службу, которая должна назначить внеплановую проверку, призванную подтвердить правильность и достаточность коррекций, соответствие всем критериям аккредитации и восстановить статус аккредитованного лица

Казалось бы, что тут не так. Дело в том, что реально работающие и следующие закону организации, занимающиеся подтверждением соответствия (лаборатории, органы по сертификации, органы инспекции), максимально заинтересованы работать, а не простаивать. У многих есть заключенные долгосрочные контракты, обязательства перед клиентами и партнерами. Конечно, они стараются привести свою лабораторию в должный вид как можно быстрее. И, как правило, так и происходит.

Но что дальше?

Подается уведомление (отчет) о проведенных корректирующих действиях для их проверки и восстановления аккредитации. Когда же эта экспертиза пройдет никто не знает. У нас есть сроки назначение государственной услуг по аккредитации, есть нормативные сроки проведения аккредитации и подтверждений компетентности, но нет никакого понимания по поводу проверок для восстановления статуса аккредитованного лица.

Сроки просто не регламентированы! В итоге Бизнес простаивает. Люди не могут трудиться, теряют деньги, теряют работу, а государство рабочие места.

Это не единичный случай, это системная проблема. Часто происходит так: экспертиза аккредитованного лица проходит в сентябре 2023 года, а проверка корректирующих действий назначается и проводится только в марте 2024 года. Таким образом, все это время лаборатория не может оказывать свои услуги, нарушает свои обязательства, попадает в список недобросовестных поставщиков по государственным контрактам.

Представителя ФСА не могут ничего ответить на вопрос, как же быть. Единственное решение, это любыми способами добиваться назначения проверки, связываться напрямую с исполнителями и умолять быстрее проверить свою лабораторию.

Официальных разъяснений Росаккредитация тоже не имеет. Её ответы на официальные запросы сводятся к следующему:

«В соответствии частью 2 статьи 23 Федерального закона № 412-ФЗ действие аккредитации приостанавливается до дня вступления в силу решения национального органа по аккредитации о возобновлении либо прекращении действия аккредитации. В силу части 6 статьи 23 Федерального закона № 412-ФЗ национальный орган по аккредитации при получении от аккредитованного лица уведомления об устранении выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц рассматривает указанное уведомление и по результатам его рассмотрения принимает решение о необходимости проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, установленном статьей 27 Федерального закона № 412-ФЗ».

«Согласно пункту 63 Положения контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований, проводятся по результатам рассмотрения мотивированного представления должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) (далее – мотивированное представление). Пунктом 64 Положения установлено, что мотивированное представление готовится должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора), указанным в подпункте «в» пункта 7 Положения, в месячный срок со дня поступления информации о причинении вреда(ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».

«На основании изложенного, законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации не установлены сроки подготовки мотивированного представления в случае поступления уведомления об устранении выявленного несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц».

Таким образом, одна из самых забюрократизированных государственных структур в Российской Федерации, которая надзирает за своими подотчетными организациями в сфере стандартизации и подтверждения соответствия, просто сама не является ни стандартизированной, ни соответствующей, особенно реалиям экономической жизни страны. Проверяя других, соблюдают ли они все нормы, стандарты и требования, сами не совсем готовы к высокой планке ожиданий и требований бизнеса.

Возможно, что-то объективное мешает им сделать так, чтобы люди не страдали из-за задержек, не несли убытков. Профессиональному сообществу необходимо помочь им решить эту проблему.

У нас же нет одного единственного и правильного решения на все случае жизни, но обращаясь к нам за помощью, в том числе и в подобных случаях, мы совместно с нашими клиентами как правило находим решения возникших проблем. Более подробно о том, как оформлять те или иные документы при подготовке к аккредитации Вы можете узнать на наших курсах или воспользовавшись услугам по комплексной подготовке лабораторий к аккредитации и подтверждению компетентности.

Еременко Максим, Управляющий партнер, Nice Consulting (ООО "НЦСЭ")

Записаться на обучение
Звоните
8 (800) 500-41-35

Режим работы: с 09:00 до 18:00, в пятницу до 17:30

Онлайн заказы в выходные дни будут обработаны в первую очередь в понедельник утром

Задайте свой вопрос, заполнив форму:
и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время
* поля, обязательные для заполнения
Отправляя сообщение, я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности данного сайта.
 
Читайте также
10 Ноябрь 2024, Воскресенье
Согласно ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Термины и определения: п. 3.8 верификация (verification): Предоставление объективных свидетельств того, что данный объект соответствует установлен...
21 Октябрь 2024, Понедельник
Помещения испытательной лаборатории, планируемые для размещения на определенных площадях мощностей испытательной лаборатории (центра), должны...
7 Октябрь 2024, Понедельник
Данная статья посвящена требованиям национальной системы аккредитации РФ, требованиям и рекомендациям обновленного стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019 «ОБЩИЕ Т...
© 2010 - 2024 Nice Consulting ООО «Независимый центр сертификации и экспертиз»
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности