Чтобы разработать и внедрить систему менеджмента качества (СМК), обеспечив её результативное функционирование, нужно понимать степень сложности и трудоемкости такой работы. Априори предполагается, что все элементы производственной деятельности должны быть усовершенствованны согласно требованиям стандарта ИСО 9001 (ГОСТ ISO 9001-2011).
Прежде, чем перейти к рассмотрению наиболее часто встречающихся ошибок при реализации проекта по разработке и внедрению СМК, отметим следующее:
- Система менеджмента качества играет роль инструмента улучшения управления предприятием в целях перехода на более высокий уровень качества производимой продукции либо оказываемых услуг. Насколько такой инструмент будет эффективен во многом зависит от его квалифицированного использования, то есть понимания руководством и персоналом компании, имеющим непосредственное отношение к функционированию СМК, составляющих, принципов и целей менеджмента качества.
10 ошибок чаще всего допускаемых на этапе разработки и внедрения СМК
Ошибка 1.
Нарушение принципа лидерства руководства. Внедрение системы по формальной схеме исключительно для того, чтобы получить сертификат ИСО 9001. Как правило, такой подход обусловлен отсутствием у руководства компании подготовки по стандартам серии ИСО 9000, а, следовательно, не пониманием перспектив от использования СМК.
Ошибка 2.
Назначенный руководством представитель по качеству не наделен соответствующим статусом либо достаточными полномочиями для осуществления контроля процессов построения СМК. Результат – усложнение реализации проекта по разработке и внедрению системы.
Ошибка 3.
Нарушение принципа вовлечения персонала. Сотрудники компании (предприятия) не ознакомлены высшим руководством со стратегией в области качества и рабочими планами по реализации таковой. Не имея достаточной мотивации (не понимая как связана их деятельность с целями компании в области качества), они не принимают активного участия в работе по внедрению СМК.
Ошибка 4.
Снижение статуса системы и падение её эффективности в управлении из-за самоустранения руководства от проведения анализа результативности СМК (данная функция переложена на подчиненных).
Ошибка 5.
Специалисты компании не принимают участия в разработке документации СМК, вся необходимая работа выполнена исключительно внешними экспертами. Не ориентируясь в документации системы, руководители и сотрудники предприятия не могут обеспечить и продемонстрировать работоспособность СМК.
Ошибка 6.
Создание СМК силами собственных специалистов, не обладающих достаточными знаниями и опытом внедрения стандартов ИСО. Результат – отсутствие полного комплекта документации для описания или реализации на практике требований ГОСТ ISO 9001-2011.
Ошибка 7.
Заимствование (списывание) документации СМК у предприятий близкой специфики деятельности.
Ошибка 8.
Большое количество дублирующих друг друга документированных процедур. Чрезмерная численность отчетной документации, чрезвычайная детализация в документах, перегруженность бланков пунктами, не следующими из обязательных требований стандарта, приводит к излишней документированности СМК и, как следствие, её низкой эффективности.
Ошибка 9.
Постановка нечетких, непонятных, неконкретных, недоходчивых целей и задач при разработке документа «Политика качества предприятия».
Ошибка 10.
Неудовлетворительность документации СМК:
- Формальный характер и неполное описание процедуры в документах, регламентирующих внутренние проверки системы.
- Не четкая структуризация, классификация и описание процессов.
- Не достаточно полное описание процедуры по управлению документацией.