Ни для кого не секрет, что большая часть представителей российских предпринимателей все-ещё достаточно скептически относятся к внедрению СМК. Давайте разберемся, что обуславливает такое положение дел, почему «счастливые» обладатели сертификатов ISO стабильно пополняют ряды разочарованных?
Руководство компании изначально принимает за основной критерий эффективности СМК успешное прохождение сертификации, забывая о том, что система менеджмента качества должна быть разработана с учетом специфики конкретного предприятия и постоянно совершенствоваться.
Такой ошибочный подход приводит к следующим последствиям:
- отсутствию мониторинга СМК;
- потере актуальности документации СМК из-за незаинтересованности в её стабильном пересмотре;
- ослаблению контроля процессов, обусловленному несоответствием критериев оценки их результативности реальности;
- формальному отношению к проведению внутренних аудитов.
В итоге не удается достичь планируемых результатов в области качества и соответственно эффекта развития.
Однако главная причина кроется в недостаточном понимании сути системы управления качеством. Поэтому для российских предприятий типична ситуация, когда:
- после прохождения сертификации ISO 9001 руководитель перестает контролировать процесс (нарушая принцип лидерства руководства) до следующего ресертификационного аудита;
- специалистами среднего звена пересмотр документации, отчетность о функционировании системы менеджмента, разработка КД и ПД воспринимается исключительно как лишняя нагрузка;
- ИТР нижнего руководящего звена использует минимальное количество регламентирующей документации (например, речь может идти только о типовых должностных инструкциях);
- ответственность за подержание функциональности системы возложена на службу качества, имеющую ограниченные полномочия.
В действительности же, как показывает опыт экспертов «Независимого Центра Сертификаций и Экспертиз», разработка и внедрение СМК (здесь об услуге и реализованных проектах) позволяет предприятию занять лидирующие позиции на рынке и уверенно продвигаться по пути стабильного развития при правильней постановке целей и управлении, базирующемся на основополагающих принципах менеджмента качества.