Участие руководящего звена предприятия – обязательное условие разработки и внедрения системы менеджмента качества (СМК). Рассмотрим задачи, которые встают перед начальством организации, стремящейся обеспечить преимущества для заинтересованных сторон с целью улучшения своих финансовых и репутационных показателей.
Определение и удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон
Цель внедрения системы менеджмента качества - повышение удовлетворенности заинтересованных лиц продукцией/услугами предприятия. Это заказчики, владельцы и инвесторы, работники, партнеры и поставщики.
Руководство решает следующие задачи:
- выявляет круг заинтересованных лиц организации и обеспечивает баланс между удовлетворением их потребностей;
- формулирует потребности заинтересованных лиц к продукции/услугам в виде требований и распространяет их на всех уровнях предприятия;
- перестраивает работу организации для постоянного улучшения процессов, направленных на удовлетворение потребностей заинтересованных лиц.
Выстраивание и реализация политики в сфере качества
Руководство создает и внедряет политику менеджмента качества, отвечающую следующим требованиям:
- соответствующую целям предприятия;
- содержащую обязательство по удовлетворению требований и непрерывному повышению результатов СМК;
- выполняющую роль основы для постановки и пересмотра целей в сфере качества;
- распространенную и принятую на всех уровнях предприятия;
- анализируемую на предмет ее актуальности и пригодности.
Руководство отвечает за планирование и постановку целей в сфере управления качеством. Грамотные изменения в политике предприятия направлены на удовлетворение требований заинтересованных лиц. Они не нарушают целостность выстроенной в организации СМК.
За установление, поддержание и распространение процессов, связанных с системой управления качеством, анализ результатов деятельности и отчетность перед начальством отвечает определенный член руководства, наделенный соответствующими полномочиями.
Измерение и анализ показателей деятельности предприятия
При создании и использовании эффективной СМК руководство постоянно контролирует деятельность предприятия, чтобы устанавливать, достигла ли организация поставленных перед ней целей. Для этого отслеживаются следующие параметры:
- финансовые показатели;
- показатели процессов на всех структурных уровнях предприятия;
- показатели оценивания третьей стороной и сопоставимого оценивания;
- показатели удовлетворенности владельцев и инвесторов, персонала, заказчиков и других заинтересованных лиц;
- показатели восприятия заказчиками и прочими заинтересованными лицами продукции и услуг организации.
На основе полученных данных руководство регулярно оценивает текущую систему менеджмента качества на предмет ее пригодности и эффективности. Результаты анализа оформляются в виде протоколов со следующей информацией:
Входными данными: данными аудитов, отзывами заказчиков, информацией о соответствии продукции/услуг отраслевым нормам, о функционировании процессов предприятия и о состоянии предупреждающих и корректирующих действий, рекомендациями по улучшению работы организации.
Выходными данными: перечнем решений и действий для улучшения системы менеджмента качества, изменения продукции/услуг под требования потребителей, модернизации ресурсной базы.
Требуется консультация по процедуре внедрения СМК и связанных с ней обязанностях руководства предприятия? Свяжитесь со специалистами Независимого Центра Сертификации и Экспертиз.