Руководство любой компании, вне зависимости от её профиля, заинтересовано в стабилизации рабочих процессов и выборе оптимального варианта стратегии развития бизнеса. Это один из факторов, способствующих созданию международных организаций, устанавливающих принципы и стандарты качества.
На данный момент такими общепризнанными стандартами менеджмента качества являются стандарты ISO серии 9000. В Российской Федерации требования к системе менеджмента качества определены межгосударственным стандартом ГОСТ ISO 9001-2011, введенным в действие с 1 января 2013 года.
Что входит в число составляющих менеджмента качества?
- Постановка целей и планирование задач в области качества.
- Следование условиям по качеству.
- Оптимизация и расширение возможностей компании в части соблюдения требований по качеству.
Какие цели в области качества ставятся?
Ключевая задача разработки и внедрения СМК – систематизация управленческих процессов, определяющих качество конечной продукции, то есть направленных на удовлетворение потребностей и ожиданий потребителя. При этом цели могут быть:
- достижимыми и реальными;
- измеримыми;
- специфическими;
- привязанными по времени.
Основополагающие принципы менеджмента качества
- Стабильное повышение стандартов выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
- Приоритетность ориентации на потребителя.
- Процессный подход.
- Вовлечение сотрудников в решение возникающих проблем – лидерство руководства компании.
- Построение отношений с поставщиками на взаимно выгодной основе.
- Компетентность персонала, его понимание значимости и важности своей работы.
- Системный подход к управлению процессами.
- Принятие управленческих решений на базе объективного анализа информации.
Основные подходы к созданию системы менеджмента качества
СМК, отвечающая требованиям стандарта ISO, может быть создана:
- силами самой компании, обладающей достаточным уровнем ресурсов (временных и людских);
- путем привлечения внешних консультантов, являющихся экспертами в области разработки и построения СМК;
- объединенными усилиями – помощь консультантов и использование собственных ресурсов.
Срок и успешность реализации проекта (эффективность системы, возможность без проблемно получить сертификат ISO 9001) во многом зависят от правильности оценки имеющихся ресурсов и компетентности компании-консультанта.