Сертификат ISO 9001 или реально действующая СМК? Выбор российских руководителей. Пути получения предельной отдачи от системы менеджмента качества. Рекомендации экспертов.
Прецеденты внедрения СМК предприятия без последующего прохождения сертификации в нашей стране практически не встречаются. Это одно из свидетельств того, что для российских компаний более приоритетно получить сертификат ISO 9001, чем использовать на деле все инструменты и функциональные возможности системы менеджмента качества. Чем это объясняется?
Ответ на данный вопрос лежит на поверхности. В большинстве случаев востребованность сертификата обусловлена необходимостью:
- выиграть тендер;
- соответствовать требованиям, выдвигаемым потенциальными заказчиками;
- вступить в СРО (например, в строительстве);
- и пр.
Однако есть руководители, понимающие, что выгоду их предприятию может принести не только сам сертификат, но и реально действующая система. В этом случае принимая решение о внедрении СМК и её сертификации, как правило, ставятся цели:
- стабилизировать позиции компании на внутреннем рынке;
- способствовать продвижению своей торговой марки;
- поддержать экспорт продукции;
- привлечь инвесторов;
- расширить перспективы заключения выгодных контрактов за счет участия в государственных, муниципальных или отраслевых тендерах;
- снизить риски получения рекламаций и сократить издержки на исправление брака.
Что делать для того, чтобы после сертификации СМК приносила максимум преимуществ?
Первое. Руководство компании должно показать её персоналу, что конечной целью реализации проекта построения системы управления качеством является не только получение сертификата, подтверждающего соответствие СМК требованиям ISO 9001:2008 (ГОСТ ISO 9001-2011).
После успешного прохождения сертификационного аудита необходим постоянный контроль функционирования СМК со стороны руководителей. Не выполнение данного условия практически всегда приводит к быстрой потере работоспособности системы. Нужно учесть и тот факт, что при таком течение событий временных, людских и пр. ресурсов для восстановления СМК к тому моменту, когда придет время проходить наблюдательный аудит предприятию может не хватить.
Второе. Стабильно развивать уже действующую систему менеджмента качества, продумывая какие функции она еще может выполнить. Следствием такого подхода станет достижение всех вышеперечисленных целей. Кроме того, предприятие страхует себя от неудач при последующих инспекционных и ресертификационных аудитах.
Третье. Уделить внимание предельно широкому распространению информации о том, что предприятие прошло сертификацию как среди заказчиков, так и среди поставщиков. Чем больше будет задействовано каналов, тем лучше. Реклама такого рода, работающая на повышение популярности бренда, никогда не бывает излишней.