Система менеджмента качества в сфере ЖКХ. Ключевые аспекты и базовые принципы эффективного управления предприятием жилищно-коммунального хозяйства.
Цель внедрения СМК – развитие предприятия, удовлетворение спроса потребителей и соответственно рост прибыли. Отметим, что принципы системы менеджмента качества, заложенные в стандарте ISO 9001:2008 (ГОСТ ISO 9001-2011), позволяют добиться эффективного руководства организациями в ЖКХ, поскольку именно в этой сфере очень важно наличие систематического прозрачного управления и постоянного контроля.
На чем должна базироваться система менеджмента качества в ЖКХ?
Для достижения реального улучшения деятельности предприятий ЖКХ, необходимо чтобы базисом их системы менеджмента качества стали несколько ключевых принципов. Коротко остановимся на каждом из них.
Ориентация на пожелания потребителей услуг ЖКХ.
Пренебрежение этим принципом вызывает, пожалуй, наибольшее число критики в адрес предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Однако логика подсказывает обратное. От своих потребителей ЖКХ зависит в наибольшей степени, а, следовательно, организации этой отрасли должны предпринимать все усилия не только для удовлетворения ожиданий потребителя, но и просчитывать его будущие потребности.
Безусловное лидерство руководителя.
Данный принцип, должен действовать ещё на этапе разработки СМК. Ведь именно на руководство определяет и ставит единые цели в области качества, несет ответственность за внутриорганизационную атмосферу, полное вовлечение сотрудников в процесс решения поставленных задач, а также исполнение ими своих должностных обязанностей.
Вовлечение персонала.
Основа любого предприятия ЖКХ – его работники. Поэтому при внедрении СМК не стоит относить данный аспект к категории малозначительных. Поддержание работоспособности СМК, развитие системы менеджмента качества и самого предприятия во многом будет зависеть от того, насколько полно вовлечены в процесс сотрудники всех уровней, насколько эффективно используются их способности и профессиональные знания.
Принцип процессного подхода.
Отношение к управлению ресурсами и деятельностью предприятия ЖКХ как единому процессу позволяет достигать желаемых результатов в области качества быстрее, проще, результативнее.
Принцип системного подхода к менеджменту.
Наличие должного внимания, правильной организации и понимания менеджмента системы обеспечивает эффективность продвижения по пути развития предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
Принятие решений на основе достоверных данных.
В процессе внедрения СМК в организациях ЖКХ (как, впрочем, и любых иных) аспект улучшения их деятельности можно рассматривать в качестве постоянной цели, достичь которую можно только принимая решения на основе исключительно достоверных данных, налаживая взаимно выгодные отношения с поставщиками и постоянно совершенствуя деятельность предприятия.
Необходимо отметить, что установленные семейством стандартов ИСО серии 9000 требования могут быть применены для всех предприятий сферы ЖКХ, независимо от категории предоставляемых услуг.
Об услугах по сертификации ИСО 9001 в этом разделе.