Для зарубежных партнеров наших российских компаний наличие внедренной системы менеджмента качества, отвечающей требованиям международного стандарта ISO 9001:2008, подразумевается по умолчанию.
Однако развитие внешней среды – процесс безостановочный. Total Quality Managerment – всеобъемлющий или тотальный менеджмент качества давно перестал быть всего лишь абстрактной концепцией, превратившись в практику ведущих мировых производителей.
Это объясняется тем, что быстро адаптироваться к специфическим условиям рынка во многом позволяют успевшие хорошо зарекомендовать себя и четко отработанные подходы системы менеджмента качества, экологического менеджмента (ISO 14001), безопасности труда (OHSAS 18001), менеджмента рисков (ISO 31000), информационной безопасности (ISO/IEC 27001) и энергоменеджмента (BS EN 16001/ ISO 50001).
Таким образом, мы можем рассматривать интеграцию систем менеджмента как выход на новую более высокую ступень управления в целом.
Поэтапная гармонизация основных структурных элементов может осуществляться в соответствии со следующей концептуальной моделью:
Первый этап охватывает вопросы планирования и политики. Определяются приоритеты, ставятся цели, разрабатывается политика, устанавливаются ожидания и требования заинтересованных сторон, выявляются взаимосвязи между системами, подготавливается программа менеджмента (включая систему таких показателей, как результативность), распределяются ресурсы.
Второй этап – построение информационного обеспечения. Устанавливаются потребности в информации, требования в части внешних и внутренних коммуникаций, а также к документации ИСМ (интегрированной системы менеджмента). Определяется порядок, согласно которому будет осуществляться мониторинг результативности.
Третий этап – совершенствование системы. Выявляются возможности и направления улучшения результативности ИСМ, разрабатываются планы по её усовершенствования, включающие в себя такой аспект, как углубление интеграции по различным направлениям.
Четвертый этап – работы по анализу соответствия и корректировке. Устанавливается порядок оценки эффективности ИСМ, обеспечивается учет результатов анализа при выработке корректирующих мер, задач, целей и программ на этапах её дальнейшего функционирования.
Пятый этап – вовлечение в процесс персонала. Развивается система стимулирования и мотивации сотрудников компании. Ставятся задачи и распределяется ответственность. Обеспечивается соответствие между компетентностью персонала и областью его компетенции, своевременность принятия необходимых мер и выделения ресурсов (включая временные).
Как видим, интегрированная система менеджмента выстраивается поэтапно, то есть, переходя от одних функциональных элементов к другим. При этом в обязательном порядке учитывается универсальный принцип Деминга (петля качества «Plan-Do-Study-Act») для ИСМ в целом и каждой из вовлеченных систем в частности.