Сертификация ISO 9001(ИСО 9001) — переход на более высокую ступень производства или формальная процедура? Как построить систему управления качеством, которая будет реально функционировать? Сегодня такими вопросами задаются многие российские предприниматели.
Система менеджмента качества (далее по тексту СМК) выстраиваемая согласно требованиям, определённым в стандарте ISO 9001 (в России ГОСТ Р ИСО 9001:2008) уже успела отлично зарекомендовать себя на отечественных предприятиях. Не смотря на большое количество положительных примеров, в нашей стране количество представителей бизнеса скептически относящихся к таковой достаточно велико. Мы не будем сейчас рассматривать вопрос о том, чем это обусловлено, наша задача показать, как успешно создать реально действующую систему управления, отвечающую высокому международному стандарту.
Для того чтобы достичь цели необходимо:
• Непосредственное участие высшего руководства предприятия в процессе построения СМК и её развития на основе непрерывного анализа ситуации.
• Неформальный подход к постановке целей в области качества. Они должны быть реальными, измеримыми и конкретными.
• Наделение подразделения службы качества достаточно широкими полномочиями и максимальной независимостью, что позволит ей результативно выполнять возложенные на неё функции.
• Формирование понятного, четко действующего механизма сбора и анализа оперативной информации (проведение оценки удовлетворенности потребителя, мониторинга производственных процессов и пр.).
• Мотивация и надлежащий настрой на достижение результатов сотрудников, имеющих непосредственное отношение к управленческим процессам.
• Внедрение в соответствии с требованиями ISO 9001 (ИСО 9001) методики предупреждения и корректировки несоответствий, появляющихся в процессе функционирования системы управления качеством. Обязательное ведение журналов КД и ПД в каждом подразделении, с четким указанием, как выявленных несоответствий, так и причин их возникновения, мероприятий направленных на устранение таковых, сроков исполнения и ответственных лиц.
• Проведение модернизации схемы, по которой проходит согласование документации СМК, с целью исключить негативное влияние сложного документооборота на развитие системы.
• Осуществление регулярного анализа и актуализации документации СМК, с учетом реальных обстоятельств производства.
• Регулярное обучение сотрудников, с целью формирования понимания системы управления качеством, что необходимо для обеспечения её реального функционирования.
• Исключение формального подхода к проведению внутреннего аудита, с обязательным соблюдением следующих условий: лицо, проводящее аудит наделено всеми означенными в процедуре полномочиями, обладает необходимым опытом и прошло надлежащую подготовку, оно независимо и объективно.
Придерживаясь данных рекомендаций, руководство предприятия может быть уверено в том, что сертификация на соответствие ISO 9001 не превратиться в формальность, а СМК станет действенным механизмом, обеспечивающим переход на более высокую ступень производства.