Давайте попробуем дать ответ на вопрос, который задают себе многие представители среднего и малого бизнеса: «Так ли уж необходима для сертификация ISO предприятия и можно ли обеспечить его успешное развитие без внедрения СМК, соответствующей стандартам ISO?»
Мир бизнеса — мир жесточайше конкуренции, в котором выживают предприятие не просто закрепившие свои достижения, но и постоянно идущие по пути развития, стабильно работающие над повышением качества производимой продукции либо предоставляемых услуг. Слабина, остановка — проигрыш в этой «гонке на выживание». Наиболее слабыми традиционно оказываются позиции средних и малых предприятий. Конкуренция в этом сегменте очень высока, и отстаивать свои позиции, а тем более наращивать производственные и финансовые обороты очень сложно, что наглядно продемонстрировал глобальный экономический кризис.
Что же необходимо делать в непростых условиях рыночной экономики руководителям таких предприятий? Как обеспечить их стабильность и развитие? Конечно же, можно развивать производственные мощности, формировать общественное мнение о положении своей компании на рынке услуг/продукции, используя широкую рекламу и пр. Но такие меры потребуют серьезных финансовых вложений, которые далеко не во всех случаях будут оправданы. Казалось бы, круг замкнулся и вопросы о том, как убедить партнёров в своей состоятельности и привлечь новых потребителей, остаются открытыми. Вот на этом этапе рассуждений, нам пора вспомнить о сертификате ISO 9001:2008, ведь, именно он в подавляющем большинстве стран мира, в том числе и в России (аутентичная версия ГОСТ Р ИСО 9001:2008), служит подтверждением неизменности качества услуг и продукции. Столь широкое распространение сертификация ISO получила благодаря единому комплексу требований к системе менеджмента качества, воплотившегося в едином международном стандарте ISO 9001.
Но сертификат ISO документ подтверждающий, а не разрешительный, это не допуск СРО и не лицензия, он не даст компании-владельцу ни каких дополнительных прав. Значит, без него можно обойтись?! С другой стороны сертификация ISO может стать эффективным инструментом для формирования привлекательного имиджа, а, следовательно, увеличения числа обращений и заказов. В глазах многих инвестиционных и страховых компаний наличие сертификата является весомым аргументом для заключения договора о страховании либо предоставления поддержки компании, планирующей модернизацию производства и наращивание мощностей соответственно. И это далеко не полный список преимуществ, которые может получить предприятие обладающее данным сертификатом.
В мире бизнеса нет места утопическим идеям и методам, реальность требует от руководителя постоянно уделять внимание продвижению услуг/продукции его компании. Сегодня самосознание потребителя значительно возрастает, а вместе с тем снижается доверие к рекламе. Потенциальные заказчики хотят получать больше объективной информации о том или ином продукте, а также о его производителе. Что в такой ситуации может быть лучше, чем авторитетное подтверждение качественного уровня вашей деятельности независимыми экспертами, в роли которых выступает аккредитованный Орган по сертификации. Согласитесь, что это ещё одна веская причина не пренебрегать таким инструментом развития предприятия, как сертификация ISO 9001.
Учитывая всё вышесказанное, мы приходим к вполне логичному выводу: внедрение СМК, отвечающей требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 — это не пустая трата средств, а вложение необходимое для будущего развития бизнеса. Многие компании, осуществившие сертификацию системы менеджмента качества своего производства, повысили обороты и получили ощутимую отдачу уже в самые короткие сроки, получив возможность наладить новые взаимовыгодные контакты с зарубежными партнёрами, а также преимущество при участии в тендерах и распределении госзаказов.
На Общеевропейском рынке оценка СМК на соответствие стандартам ISO 9001: 2008 является «правилом хорошего тона» для каждого игрока. Таким образом, сертификация ISO для российских предприятий вне зависимости от их оборотов и формы собственности в преддверие вступления в ВТО является особенно актуальной.
Конечно же, на вопрос: «Нужен ли его компании сертификат ISO или нет?» каждый руководитель даст ответ самостоятельно. Но сможет ли он, пренебрегая сертификацией, предоставить потребителю гарантии качества продукции и быть уверенным в том, что его предприятие успешно перейдёт на качественно новый уровень развития? Ответ вполне очевиден.