С момента вступления в силу последней редакции Градостроительного Кодекса РФ положение представителей строительной отрасли стало более защищенным, отныне они уже не так уязвимы от регулярно вносимых поправок в законодательство. Можно сказать, что взаимоотношения между строительным бизнесом и законодателями перешли в качественно иное русло и стали более спокойными. И в этом не последнюю роль сыграло положение о том, что отныне от момента принятия нововведений (видоизменение перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов кап-го строительства уполномоченным федеральным исполнительным органом власти) до их вступления в силу отведено шесть месяцев.
Также на кардинальное изменение ситуации повлияло появление возможности выйти из СРО строителей, сохранив при этом компенсационный взнос (Градостр. кодекс РФ ст. 55.7, ч. 4). Это очень важно для многих компаний, так как, имея возможность выбора, они теперь могут без лишней спешки определить необходимо ли им вступление в профильное СРО и, если да, то подобрать оптимально подходящий для себя вариант.
С другой стороны, законодательство не только гарантирует защиту сумм, вносимых в компенсационный фонд, но и согласно новому ФЗ №240 требует обязательного соблюдения определённых условий от всех получивших свидетельство о допуске к работам в сфере организации строительства либо подготовки проектной документации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, например, они имеют право приступить к выполнению вышеназванных работ, исключительно в том случае, когда стоимость проектирования либо строительства, включая реконструкцию и капитальный ремонт объекта, согласно одному договору не будет выше планируемой стоимости соответствующих видов деятельности, исходя из которой член СРО внёс свой взнос в КФ СРО (Градостр. кодекс РФ ст. 55.16, ч.6 и ч. 7). Количество же договоров на производство данных работ законодательством не ограничено.
Что касается самого свидетельства о допуске, то оно выдаётся компании-члену СРО в строительной отрасли или проектировщиков, только после того, как ею будет внесён определённый взнос в КФ СРО в размере, установленном данной саморегулируемой организацией и соответствующем взносам других участников, которые уже получили свидетельства о допуске по данным видам работ. При этом вносимая сумма должна быть не ниже законодательно установленного минимума. Точный размер минимальной суммы указан в соответственных частях определяющей дифференцированный подход к этому вопросу статьи закона, появление которой, пожалуй, столь же долгожданно и важно, как и получение права на добровольный выход из СРО.
Таким образом, на сегодня минимальный взнос в компенсационный фонд СРО, который должен быть внесён участником СРОС, получившим допуск к проведению работ по организации строительства определен законодательством в размере составляющем:
1) при стоимости работ (один договор) не превышающей 10-и милл. руб. – 1 милл. руб. либо 300 тыс. руб. при наличии страхового полиса гражданской ответственности
2) при стоимости работ (один договор) не превышающей 60-и милл. руб. – 1,5 милл. руб. либо 500 тыс. руб. при наличии страхового полиса гражданской ответственности
3) при стоимости работ (один договор) не превышающей 500-а милл. руб. – 3 милл. руб. либо 1 милл. руб. при наличии страхового полиса гражданской ответственности
4) при стоимости работ (один договор) не превышающей 3-х млрд. руб. – 6 милл. руб. либо 2 милл. руб. при наличии страхового полиса гражданской ответственности
5) при стоимости работ (один договор) не превышающей 10-и млрд. руб. – 9 милл. руб. либо 3 милл. руб. при наличии страхового полиса гражданской ответственности
6) при стоимости работ (один договор) свыше 10-и млрд. руб. – 30 милл. руб. либо 10 милл. руб. при наличии страхового полиса гражданской ответственности
Аналогичная дифференциация суммы минимального взноса в КФ установлена и для будущих членов СРО проектировщиков, желающих получить допуск и планирующим осуществлять работы по подготовке проектной документации:
1) при стоимости работ (один договор) не превышающей 5-и милл. руб. – 500 тыс. руб. либо 150 тыс. руб. при наличии страхового полиса гражданской ответственности
2) при стоимости работ (один договор) не превышающей 25-и милл. руб. – 750 тыс. руб. либо 250 тыс. руб. при наличии страхового полиса гражданской ответственности
3) при стоимости работ (один договор) не превышающей 50-и милл. руб. – 1,5 милл. руб. либо 500 тыс. руб. при наличии страхового полиса гражданской ответственности
4) при стоимости работ (один договор) не превышающей 300-т милл. руб. – 3 милл. руб. либо1 милл. руб. при наличии страхового полиса гражданской ответственности
5) при стоимости работ (один договор) свыше 300-т милл. руб. – 4,5 милл. руб. либо 1,5 милл. руб. при наличии страхового полиса гражданской ответственности
С введением такой дифференцированной системы вся строительная отрасль сегментируется по размерам проектов и величине возводимых объектов. Иными словами, новый регламент упорядочивает рынок строительных услуг, обеспечивает ответственность рыночных игроков перед государством и потребителем, а также даёт возможность снять целый ряд ранее существовавших разногласий.