Почему вступление компании в СРО изыскателей, проектировщиков или строителей неразрывно связано с обязательным взносом в компенсационный фонд и какую роль играет данный фонд в системе саморегулирования? Мы постараемся дать как можно более полный ответ на эти и ещё ряд других вопросов, представляющих интерес не только для членов СРО строителей, но и всех прочих некоммерческих партнерств.
Итак, являясь гарантией имущественной ответственности членов СРО перед третьими лицами (потребителями) компенсационный фонд – основа стабильности и ключевой элемент всей системы саморегулирования, а также наиболее эффективный инструмент покрытия рисков. В наполнении данного фонда принимают участие все без исключения члены СРО, то есть в основе его существования лежит принцип коллективной ответственности. Таким образом, принимая решение о придании статуса члена СРО новому участнику некоммерческое партнерство (НП), преследуя цель максимально снизить риски наступления выплаты компенсации, вынуждено предъявлять претенденту ряд определённых (более высоких) требований.
Посвященные деятельности СРО статьи Градостроительного Кодекса РФ дают четкие ответы на все вопросы, относящиеся к компенсационному фонду. Так, в компетенцию Общего собрания членов СРО входит право устанавливать порядок формирования фонда, сумму взноса, а также определять способы размещения средств. (Напоминаем что вступление в СРО возможно только при условии внесения в компенсационный фонд организации единовременного взноса, минимальный размер которого определен законодательно!)
Что касается выплат из компенсационного фонда, то здесь законом установлены жесткие ограничения – они могут быть произведены только в случае наступления субсидиарной ответственности (для СРО строителей, если по вине члена организации на объекте кап. строительства возникло ЧП или аварийная ситуация), размещения средств фонда с целью его увеличения и сохранения либо, если данные средства были переведены ошибочно. Размещение средств КФ в ценных бумагах членов СРО строителей или на их банковском счете запрещено. Данная норма призвана повысить эффективность управления, исключить появление коррупционных составляющих и защитить НП СРО от возможного внутреннего банкротства.
Для того чтобы регламентировать повышение ответственности, сделать её логически обоснованной, а также ещё больше усовершенствовать и сбалансировать институт СРО были внесены законодательные изменения в соответствии с которыми выплата из КФ производится только, если компания-ответчик не способна самостоятельно покрыть нанесённый ущерб. В тех случаях, когда при возмещении ущерба пострадавшей стороне страхового покрытия недостаточно и часть суммы берется из КФ, определённый ФЗ размер фонда должен быть восстановлен членами СРО в строго определённый срок (максимум два месяца со дня выплаты).
И всё же структуру компенсационных выплат ещё нельзя назвать совершенной. Многие остающиеся спорными вопросы и положения сегодня волнуют российских предпринимателей. Каков должен быть оптимальный размер КФ большой либо маленький? Стоит ли вводить дифференцированный подход, когда претендентами на вступление в СРО являются компании с различной численностью штата и финансовыми оборотами? В каких пределах должна находиться максимальная сумма взноса одного участника? И нужны ли вообще на данном этапе дальнейшие изменения законодательства?
До недавнего времени, то есть до вступления в силу последних поправок к закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», механизм выхода из состава СРО отсутствовал, так же, как и не предусматривалась возможность перевода компенсационного фонда в активы иной СРО. Это представляло достаточно серьёзную проблему для ряда НП. В чём она заключалась? На первых этапах формирования СРО, сопровождавшихся большой спешкой и информационным дефицитом, многие из нынешних участников НП получали свой статус со скидкой на существующие у них недочёты и с единственным пожеланием устранить их в самое ближайшее время. Понятно, что далеко не все из них выполнили данное обещание. Таким образом, некоторые организации стали заложниками своих партнеров, а порой и были вынуждены принимать участие во внутрикорпоративной войне за право управление финансовыми потоками (КФ крупнейших НП СРО может насчитывать миллиарды руб.) и влияние.
На сегодня наличие возможности выхода из СРО можно рассматривать в качестве инструмента регулирующего конкурентную борьбу и как ещё один шаг стабилизирующий систему саморегулирования. Конечно, первоначально данное нововведение неизбежно приведёт к переходу ряда компаний из одного НП в другое, но результат обещает быть положительным – удастся избавиться от мошенников и недобросовестных коммерческих партнерств.
Ещё одним важным моментом должно стать внедрение унифицированных (единых) стандартов и норм СРО. Ведь данные параметры, устанавливаемые самими СРО на текущий момент различны – где-то они весьма либеральны, а где-то наоборот прописаны очень жестко. Такое положение способствует хаосу и неразберихе. Пожалуй, особенно важно решить этот вопрос в ближайшее время для СРО строителей, так как данная проблема не просто благодатная почва для противников и критиков саморегулирования, но и серьёзный удар по репутации и самому состоянию отрасли. Ускорить решение данной задачи могло бы государство, усилив внимание к сфере саморегулирования и дав соответствующие распоряжения органам надзора. Пока формулировки требований Ростехнадзора к СРО всё ещё расплывчаты, а возможность неоднозначно трактовать законы на руку недобросовестным организациям.
Конечно, изменения в законодательстве воспринимаются болезненно, но для того чтобы успешно завершить становление института саморегулирования в России этот процесс должен пройти и пройти как можно скорее.